Что такое самооценка и как она формируется.

Самооценка – отправная точка в нашей жизни. От того, как мы себя оцениваем, зависит вся наша жизнь. Зависит то, чем мы занимаемся и какие результаты получаем.

Более, того от нашей самооценки зависит, то состояние в котором мы прибываем. Если с самооценкой всё в порядке, у нас приподнятое настроение, и мы ощущаем радость от жизни. Если же самооценка занижена, вся жизнь нам становится не мила и в ней нет ни радости, ни счастья.

Однако так было не всегда, ребёнок примерно до возраста 2-3 лет не имел самооценки и не знал проблем связанных с ней. При этом он был действительно счастлив, свободен и открыт Миру. У него не было сформировано описание себя, он пока ещё знал, что такое хорошо и что такое плохо. Всё, абсолютно всё, что с ним происходило, было просто новым опытом, развивающим его сознание.

Можно возразить, что ну конечно, он же пока ничего не понимает о жизни, поэтому и видит окружающие его проблемы. Да, так и есть и это очень важный момент, осознание которого отвечает на вопрос, что такое самооценка.

Действительно, пока ум человека не достигает, определенной точки развития, у него нет, и не может быть ни какой самооценки. Мы просто, мы невинны и счастливы. Нет проблем и нет решений. Нет борьбы – есть мир и свобода. Легкость, интерес и удивление от каждой секунду познания нашего удивительного Мира.

Однако проходит время и ум развивается:
1) Вначале мы учимся называть родителей.
2) Затем предметы окружающего Мира.
3) Затем мы запоминаем наше имя и начинаем описывать себя.

Это самый важный и переломный момент в жизни ребенка, именно начиная с него, формируется Эго. Эго – это описание себя, которое формируется в процессе всей жизни. С нами происходят те или иные ситуации, во время которым мы начинаем отделять себя от других. Эго описывает себя таким образом, чтобы между нами и другими было различие. Найти различие или сходство это его основная функция.

Это функция восприятие хищника, в котором основная цель выделить фигуру из фона. Найти среди деревьев леса зверя, для того чтобы убить его. Выделить среди фона опасный объект для того, чтобы скрыться от него и так далее. Не смотря на, то, что мы многие из нас уже не занимаются охотой, данный подход сохранился у всех и хорошо справляется с обеспечением первичной функции выживания.

«Бьют – беги, дает – бери!» Вот суть формулы работы ума, все основные его функции сводятся именно к тому, чтобы мы могли ориентироваться во внешнем пространстве и выживать. Нет ничего плохо в том, если бы человек осознавал, для чего необходим ум и как, его использовать по назначению.

Все проблемы начинаются именно с того момента, когда маленький человек, начинает использовать ум не для взаимодействия с внешним Миром, а для взаимодействия с самим собой.

Разделение, выделение фигуры из фона – основная функция ума и для обеспечения выживания она отлично подходит. Однако теперь представьте, что будет происходить у нас внутри, если начнем делать себя на части?

Сознание ребёнка родилось невинным и целостным. В нем не было места для хорошего и плохого. Он пришел на это свет таким, какой он есть, со своей индивидуальностью, неповторимостью, со своими талантами и способностями. Другого такого нет и никогда не будет. Даже однояйцевые близнецы, которые внешне похожи как две капли воды, внутри совершенно разные люди.

Упражнение 1:
1. Вспомните момент в вашей жизни, когда вы первый раз себя осознали.
2. Погрузитесь в это воспоминание.
3. Ощутите, как вы относились к себе, другим и Миру.
4. Запомните эти ощущения, это состояние в котором пока ещё нет разделения, нет плохого и хорошего, нет прошлого и будущего. Есть момент здесь и сейчас и он самое лучшее, что может быть. Именно этот опыт послужит первым шагом для перезаписи вашей самооценки.

Виталий Бамбур, практикующий психолог.