Самооценка, оценка в семье. Отвержение и навык прояснения.

Вообще любая оценка себя – это интерпретация, в соответствии с тем или иным критерием. Каждый критерий служит своей цели, если меняется цель, то меняются критерии и соответственно оценки, плохие качества становятся хорошими и наоборот.

На пример:
Цель: управление ребенком, для его безопасности.
Критерий: послушание родителю, зависимость от родителя.
Интерпретация: кто слушается родителей, тот хороший, кто не слушается, то плохой.

Если мы поменяем цель, вся система оценок тоже поменяется.
На пример:
Цель: взросление ребенка, отделение его от родителя.
Критерий: умение самостоятельно принимать решения и отвечать за них.
Интерпретация: если ребенок сделал сам – он хороший, если не делает сам – он плохой.

Эти примеры я привожу, для того, что вы осознали, относительность любых оценок и зависимость их от изначальной цели. Это поможет повзрослеть и начать интересоваться, и проясняться в контакте с человеком на счет его системы оценок. Вместо навешивания на другого человека своего ярлыка и взаимодействия с этим ярлыком, а не с живым и реальным человеком.

Искренний интерес к внутреннему миру оппонента, способствует близости в общении и узнаванию друг друга. В то время как навешивание ярлыка искажает контакт и приводит к формальности общения, оставляя людей чужими друг другу.

Многие из нас даже не задумываются, для чего они оценивают других, и на какие критерии при этом опираются. Мой опыт психолога показывает, что цель большинства оценок это — самоутверждение за счет других, цель которого компенсация внутренний неуверенности.

Причина этого — получение опыта принятия в семейной системе, при соответствии критериям это системы. То есть я делаю, то, что от меня ожидают и за это меня принимают и это дает уверенность. Если я делаю, то, что от меня не ожидают, я получаю отвержение и автоматом теряю уверенность в себе. Так как для ребенка принятие родителя и уверенность в себе – вещи, слитые в одно целое, основа любой не уверенности – это отвержение в семье.

Как это происходит?
Если у матери нет ресурса, обучать ребенка ответственности, то проще ограничить его поведение в безопасных рамках. Это способствует главной цели в семейной системе — выживанию ребенка. Однако теряется смысл такого выживания, т.к. без развития любая система обречена на вымирание. В итоге, если поведение ребенка выходит за рамки системы он получает отвержение и впадает в состояние неуверенности, вины, стыда, жалости к себе.

Правильным подходом в данном случае будет:
1. Предоставление свободы своему ребенка в тех областях, в которых он может сам контролировать процесс. ( В туалет ходит сам)
2. Далее обучение в тех областях, в которых он не может контролировать процесс сам в полной мере. ( Посуду моет, опираясь на поддержку родителя)
3. Контроль и запреты в тех областях, в которых, пока рано приступать к обучению с обязательным объяснением, почему нельзя. Объяснять нужно до того момента пока у ребенка не закончатся вопросы и он не получит удовлетворение ими. Объяснение в данном случае это диалог с ребенком, который учит его договариваться с другими и полностью убирает состояние отвержения. (Свою одежду пока не гладит, т.к. не достаточно развития сознания для управления утюгом :)

Как быть во взрослой жизни, если опыт отвержения уже был получен?
1. Первое и самое главное – необходимо научиться проясняться, сохраняя контакт с человеком. Сохранять контакт – это смотреть на человека, видеть его реакции, реагировать на них в соответствии со своими потребностями и ощущениями. Если нет контакта, любое прояснение бесполезно.
2. Получать опыт обратной связи от другого человека и соотнести его со своими ожиданиями представлениями. Если что-то не ясно, проясняться до того момента пока не станет ясно.
3. Во время прояснения, говорить о себе, своим чувствах, ожиданиями, используя «Я-высказывание».
4. Давать свою обратную связь, после того, как другой человек начал отвечать на ваш запрос проясниться.
5. Желательно получить опыт качественного прояснения с человеком, который уже умеет это делать. Научиться этому можно при личной терапии и сессии у психолога владеющего этим навыком.

Таким образом, навык прояснения – очень важная вещь в формировании живого и реального контакта между людьми и один из способов исцелиться от травы отвержения полученной в детстве.

Виталий Бамбур, практикующий психолог.