У многих из нас внутри есть часть, которая выполняет роль судьи и палача в одном лице. Она зародилась в самом раннем детстве, когда наши родители и воспитатели обучали нас тем или иным правилам поведения. Её имя — чувство вины или состояние самонаказания.
Однако, даже в таком, деструктивном, на первый взгляд, состоянии, скрывается сила и новая возможность, нужно уметь только их найти.

К сожалению, в современной психологии не раскрывается вторая позитивная половина так называемых «негативных» эмоций», в то время как она есть. Хорошо и плохо – это две части одного целого, если есть одно, то в любом случае будет другое. Итак, начнем поиска позитива в «плохих» эмоциях!

Для обучения ребенка необходимы правила и запреты, с системой наказания и поощрения. Большинство взрослых неосознанно пытаются сделать ребенка удобным и послушным. С одной стороны при таком подходе родитель может лучше обеспечить ребенку выживание. Ведь непослушный ребенок, не зная опасностей Мира, легко лишится жизни, пройдя дорогу на красный сигнал светофора. Поэтому родитель вынужден блокировать ребёнка, однако именно благодаря этим блокам у ребёнка появляется возможность выжить.

— Я хочу эту игрушку! Хочу, и если ты не купишь, я буду кричать, плакать и даже откажусь от любви к тебе! Если бы я был сильней, я заставил бы тебя это сделать!

Знакомая ситуация, думаю, каждый из нас в детстве вел себя подобным образом с родителями, чтобы получить желаемое. Родитель, как правило, жестко обламывал нас, блокировал наше давление и навязывал ощущение вины за наши желания.

Рассмотрим данную ситуацию на более глубоком уровне:

1. Ребенок ставит своё желание выше любви к родителю. Во взрослой жизни, такое поведение может привести к убийству ради денег, изнасилованию ради удовольствия, нанесению другого физического и морального ущерба любому человеку, который станет на пути.

2. Родитель неосознанно ощущает это и блокирует ребёнка, заставляя его подавить свое желание. С одной стороны он причиняет ему вред, но с другой стороны защищает его от причинения вреда другим, а в конечном счете причинения большего вреда самому себе.

3. Повзрослев, любой может вернуть свою силу, при условии обретения осознания или мудрости, чтобы в будущем использовать силу не для разрушения, а для созидания. Сама мудрость заключается в том, что силу человек может потратить только на обретения новой силы, при этом, не причиняя вреда окружающим существам.

Таким образом, ограничения и запреты, позволяют выжить и не использовать силу для разрушения, пока человек не станет достаточно мудрым. Именно этому нас учили родители на уровне души своим воспитанием, за что им и следует сказать спасибо. Хочешь быть сильным — развивай осознание, повышай уровень любви, чтобы твои поступки были полезными не только для тебя, но другим не мешали.

Чувство вины изначально является промежуточным этапом в обучении ребенка, пока он не научится принимать ответственность за свои проступки. В Мире мало что принадлежит нам , а разрушая или присваивая что-то себе — мы создаем кармическую задолженность. Суть которой в том, что за всё, что ты получаешь, приходится что-то отдавать, хочешь ты этого и нет. Таким образом, в Мире удерживается баланс и равновесие. Поэтому говорят, что всё справедливо и закономерно, а если человек этого не видит, то значит ему следует научиться это видеть, повысив свой уровень осознания.

Каждый родитель неосознанно знаком с этим законом и для того, чтобы ребенок не натворил себе проблем, разгрести которые не сможет за всю жизнь, за проступки ему навязывается чувство вины.

Вина блокирует некоторые нежелательные формы поведения, вызывая неприятные ощущения, для того, чтобы ребенок обратил внимание на них. Когда ребенок научится принимать ответственность за своё поведение, в чувстве вины не будет надобности вообще. Ведь каждый может ошибаться, но пока ты жив, любую ошибку можно исправить, в этом и проявляется ответственность. Прежде чем, что-то делать, нужно осознать, а готов ли ты принять ответственность за последствия своего поступка? Будет ли пользы больше чем вреда? Только взвесив все «за» и «против», можно приступать к действию.

Конечно, ребенок не может это сделать, в силу своего возраста и уровня осознания, поэтому вина и служит предохранителем от малолетнего беспредела. Однако, проблема в том, что даже повзрослев многие из нас вместо ответственности, предпочитают испытать чувство вины и наказывать себя за те или иные ошибки. Мы боимся признаться себе в том, что ошиблись либо поступили плохо с точки зрения социума или морали. Мы просто боимся быть плохими и ради этого даже приучили себя к самонаказанию.

В действительности же, плохой или хороший, это всегда относительные категории, они одна без другой не могут существовать в принципе. Как правило, плохой делает что ему хочется, но плохой он потому, что не принимает ответственность за это. Ведь в случае ошибки с него нельзя спросить. Хороший же, делает, что нужно другим, но это не всегда совпадает с его собственными желаниями, и в итоге он не может быть счастлив. Ведь жить нужно для своего счастья, а не ради счастья других.

Гармоничный подход всегда объединяет две крайности: я делаю, то что хочу, но принимаю за это ответственность, и мои поступки направлены на пользу себе, а не во вред, при этом, моя свобода не нарушает свободу других людей.

Учитесь видеть смысл даже в самых разрушительным вещах, таких как: запреты или чувство вины. Все что с нами происходило, было нужно для более глобальной и важной цели, нежели сиюминутное получение выгоды, в ущерб всей жизни. Наши родители это чувствовали и сделали все возможное, чтобы мы выжили. Они всегда проявляли любовь и заботу к нам на уровне Души. Поэтому нет смысла их винить и перекладывать на них ответственность за нынешние неудачи. Ни один человек или ситуация не пришла к вам случайно и просто так. Увидев в плохом глубинный и позитивный смысл, осознаешь, что Мир нас безгранично любит и оберегает от нашей глупости.

Сейчас ваша жизнь находиться в ваших руках, хотите силу – развивайте осознание, мудрость и любовь. Хотите избавиться от вины – научитесь принимать ответственность за все поступки и их последствия, живите бережно с другими и берите ровно столько, сколько необходимо у Мира для вашего счастья!

Виталий Бамбур, практикующий психолог.